Новости СПК: Дефектолог сегодня

Свой профессиональный праздник дефектологи Российской Федерации отмечают с 2004 года.

Дефектолог сегодня – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ведёт работу с детьми, испытывающими трудности в обучении. Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики и психологии.

В России понятия «дефектолог» и «дефектология как наука» прошли долгий исторический путь, в начале которого они были связаны исключительно с благотворительной деятельностью. В 1806 году в Санкт-Петербурге было открыто первое училище глухонемых, в 1807-м – Институт слепых, организованный с помощью выдающегося французского тифлопедагога Валентине Гаюи. В 30-е годы XIX века появились и первые специализированные труды В.И. Флери и Г.А. Гурцева по обучению и воспитанию глухонемых детей. В 1858 году доктор Фридрих Плятц открыл в Риге лечебно-педагогическое заведение для умственно-отсталых детей. Однако до конца столетия работы по созданию научного подхода к изучению, воспитанию и обучению особых детей велись неравномерно. Наибольшие успехи были достигнуты в работе с глухонемыми детьми.

Во второй половине XIX века специальная педагогика претерпевает значительные изменения.  Начинают складываться национальные научные школы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики, подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания. Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации.

Идея общественного образования детей с отклонениями получает особенно значительное развитие в начале XX века, в трудах многих учёных отмечается невозможность решения проблем образования таких детей без участия общества. Большинство педагогов называют необходимость подготовки детей к практической жизни главной целью своей образовательной и воспитательной деятельности. Выходят в свет многочисленные научные труды – М.В. Богданова-Березовского, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, Ф.А. и Н.А. Рау, первое учебное пособие для дефектологов под ред. В.П. Кащенко. Открываются и успешно работают различные экспериментальные заведения – санатории-школы, фермы-школы, училище-хутор, врачебно-педагогические институты. С 1908 года в Москве формируется научно-практический дефектологический центр на базе школы-санатория В.П. Кащенко, который впоследствии станет учреждением для подготовки педагогов-дефектологов и родоначальником будущего Института дефектологии Академии педагогических наук (ныне Институт коррекционной педагогики Российской академии образования).

В послереволюционные годы научные исследования в области дефектологии были продолжены. Усилиями В.П. Кащенко создаётся система подготовки педагогов-дефектологов для нужд страны, действующая сначала в рамках Педагогического института детской дефективности, затем в стенах 2-го МГУ и МГПИ. Ведётся работа по широкой популяризации знаний об «особых» людях и детях. К началу 30-х годов происходит переосмысление накопленного опыта и выдвижение новых положений в дефектологии. Это связано с научной и общественной деятельностью Л.С. Выготского и его последователей. С этого момента проблема изучения ребёнка с отклонениями была поднята на совершенно другой уровень.

Дефектологию начинают рассматривать как комплексную медико-педагогическую науку, а сурдо-тифло-олигопедагогики становятся её отраслями. Логопедию признали интегративной наукой, объединяющей знания из медицинской и педагогической областей. Подготовка педагогов ведётся на специальных курсах, в рамках системы заочного обучения. С течением времени была введена специализация и многоуровневая подготовка дефектологов, система компетентностного подхода, которые отвечали запросам общества и соответствовали проводимым реформам отечественного образования.

Основным научным центром России в сфере дефектологии с 30-х годов XX века становится и по сей день является Институт коррекционной педагогики РАО, в котором ведётся научная и исследовательская деятельность по всем нозологическим группам.

Сегодня специальность «Специальное (дефектологическое) образование» можно получить в 113 вузах Российской Федерации. Педагоги-дефектологи очень востребованы в школах-интернатах, детских центрах, детских садах, санаториях, специализированных школьных учреждениях, медицинских центрах страны.

Здравствуйте!

Здесь вы можете задать вопросы нашим специалистам.

Для подготовки развёрнутого ответа понадобится некоторое время, поэтому ответ не будет мгновенным, но он обязательно будет! И в ближайшее время!

Смело спрашивайте обо всём, что касается обучения в колледже!

Обязательно укажите как к вам обращаться!
Ошибка в номере
Ошибка в адресе

Выберите тему вопроса:

Общая тема
Хочу подать документы!
Социальная работа
Специальное дошкольное образование
Преподавание в начальных классах

Ошибка в сообщении