2 октября в России отмечают День среднего профессионального образования, установленный Указом Президента РФ № 496 от 25 июля 2022 года, «в целях развития и популяризации среднего профессионального образования».
Ещё до официального утверждения праздник отмечался в течение нескольких лет специалистами среднего профессионального образования. Своему рождению праздник обязан процессу восстановления российской экономики, а также осознанию важности подготовки отечественных кадров для различных отраслей производства.
С распадом Советского Союза промышленность страны пришла в упадок. Предприятия разорялись, оказываясь не готовыми к переходу с плановой на рыночную экономику, а также лишаясь государственных заказов и уступая в конкурентной борьбе за рынок зарубежным предприятиям, чей товар, уступая в качестве, захватывал рынки сбыта, благодаря более низким ценам. Вместе с остановкой промышленных предприятий резко упал спрос на узкоспециализированные технические профессии.
С течением времени государство постепенно начало возвращаться к курсу восстановления. Потребность страны в собственных промышленных предприятиях, выпускающих конкурентоспособную продукцию, а также обеспечивающих потребности не только внутреннего рынка, но и выпускающих продукцию для экспорта, способствовала восстановлению системы профессионально-технического образования.
В качестве даты празднования Дня профтехобразования России 2 октября было выбрано не случайно. Этот день стал отправной точкой для создания системы трудовых резервов страны. Соответствующий Указ Советского Правительства вышел 2 октября 1940 года.
Формированию же системы подготовки собственных кадров для развития отечественной промышленности положили начало реформы Петра I, при котором появились первые технические училища. Следующей вехой стал рубеж XIX-XX веков, когда в России происходил промышленный переворот. Тогда оформились принципы, согласно которым после получения теоретических знаний, ученик должен был получить практические навыки работы в той или иной отрасли по определённой специальности. Эту практику он получал на предприятии при кураторстве опытных мастеров. В СССР такую роль выполняли школы фабрично-заводского ученичества, к которым впоследствии присоединились ремесленные и железнодорожные училища. Все эти учреждения по подготовке специалистов для различных отраслей промышленности и вошли в сформированную Указом от 2 октября 1940 года систему трудовых резервов страны.
В конце 1950-х годов все учреждения системы подготовки трудовых резервов были переформированы в профессионально-технические учреждения, для которых были выработаны единообразные принципы подготовки кадров для промышленных предприятий государства.
После реформы 2013 года все учреждения начального профессионального образования были преобразованы в техникумы и колледжи и вошли в структуру среднего профессионального образования.
В последние годы в стране происходит глубокая трансформация экономики, ведётся активная работа по обеспечению технологического суверенитета. В этих условиях возрастает потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому восстановление лучших традиций системы профессионального технического образования – одна из важнейших задач, стоящих перед правительством страны. Эта работа сопровождается восстановлением системы шефства, которое берут на себя промышленные предприятия. Шефство включает в себя предоставление специалистов для обучения, помощь в создании материально-технической базы и современного оборудования, предоставление рабочих мест выпускникам на льготных условиях и др.
Также был разработан федеральный проект «Профессионалитет», стартовавший в 2022 году, благодаря которому в разных российских регионах открыты образовательно-производственные кластеры, где осуществляется подготовка специалистов для нужд определённого сектора экономики – металлургии и машиностроения, химической, фармацевтической и транспортной отраслей, атомной и лёгкой промышленности.